Нередко проблема отставания психического развития сопровождается проблемами с речью. Такое нарушение называется задержкой нормального психоречевого развития. ЗПРР – распространенное заболевание: согласно статистике ВОЗ за 2019 год, количество детей с данным нарушением в мире увеличилось на 270 %, и эта цифра продолжает расти по ряду причин.
С чем же связана ЗПРР? Для начала речеобразования ребенку нужен слух. Со всей его сложной системой: среднее и внутренне ухо, нервы, передающие сигналы в головной мозг и кору мозга. Пониманием смысла услышанного в коре заведует зона Вернике, которая расположена в височной части. Если она повреждена, человек слышит обращенную речь, как набор бессмысленных звуков. В меньшей степени развитие речеобразования происходит с участием зрительного анализатора. Но и он имеет огромное значение. С его помощью глухие люди «читают» по губам говорящего.
Непосредственно для осмысленной речи человеку нужен периферический речевой аппарат — дыхательная система:
- Говорим мы на выдохе. Струя воздуха попадает в гортань. Голосовые связки сдвигаются. Начинается фонация или голосообразование
- Звук попадает в ротоглотку, где усиливается и темброобразуется с помощью мягкого неба, пазух носа и других анатомических структур\
- Начинается артикуляция (звукообразование). Здесь огромную роль играют язык, движение губ и нижней челюсти.
Все анатомические структуры «опутаны» сложной системой нервов, которые управляют их ощущениями и мышечными движениями, связывают периферический речевой аппарат с центральным – подкорковыми ядрами в среднем и продолговатом мозге. От этих ядер туда и обратно идет информация к коре головного мозга, зоне Брока (лобная часть).
Основная функция зоны Брока – осознанная речь. Нейронные коды слов преобразуются в последовательность артикуляций. Она так же обеспечивает правильный порядок слов и их допустимые сочетания — то есть грамматику высказываний.
Дугообразный пучок соединяет в коре мозга зону Вернике и зону Брока, образуя систему, отвечающую за речь. Услышал-понял смысл услышанного-дал адекватный ответ.
Учитывая такую анатомическую сложность речевого аппарата, диагностика задержки речи также очень сложна. При этом проблема может быть на разных уровнях – обследование и терапия требуют комплексного подхода и работы слаженной команды специалистов во главе с неврологом.
В лечении важную роль играют
и специали
сты остеопатии:- Большинство нервов, которые обеспечивают работу периферического речевого аппарата, выходят из соединения затылочной кости и первого шейного позвонка. А нерв, отвечающий за движение языка, проходит непосредственно через затылочную область. Эти участки наиболее подвержены родовым травмам, с которыми успешно работают специалисты остеопатической медицины.
- Специалисты остеопатической медицины умеют балансировать кости черепной коробки, что улучшает кровоснабжение мозга и венозный отток.
- Врачи могут мягко снять мышечный спазм на всем протяжении органов, которые отвечают за речь.
Кроме того, они эффективно устраняют тревожность и эмоциональное переживание у плохо говорящих детей.