Задержка психического развития у детей - Клиника остеопатии "Качество жизни""

Клиника восстановительной медицины

г. Москва, Большой Дровяной
переулок, д.14 стр.3 (м. Таганская)

Клиника восстановительной медицины

Красноярск
ул. Линейная, 84

Пн-Пт: 9:00 - 21:00
Сб: 9:00 -15:00

Задержка психического развития: причины, признаки, особенности остеопатической коррекции

Первые месяцы и годы жизни малыша – период новых открытий и важных событий как для самого ребенка, так и для его родителей. Близким следует отслеживать каждый этап развития ребенка – эмоции, звуки, слова, движения. Иногда родителям кажется, что другие малыши развиваются быстрее и умеют больше, но зачастую через определенное время дети наверстывают упущенное, и уже не отстают от сверстников по нормам развития. И, если определенные эмоциональные и поведенческие особенности можно связать с детским возрастом, то во время подготовки к школе и в начале учебы отставание становится особо явным. Признаки задержки развития даже у самого маленького ребенка свидетельствуют о каких-либо нарушениях.

Задержка психического развития у детей
Комплексная терапия у невролога, логопеда и психолога зачастую направлена на улучшение речи и психического здоровья в целом. Однако классические методики не позволяют обнаружить и, тем более, устранить изначальные нарушения. Иными словами – при ЗПР этих методик недостаточно.
 
Отставания в психоэмоциональной сфере сопровождаются и могут являться результатом структурных повреждений позвоночного столба и черепной коробки. Чаще всего они вызваны проблемами в период вынашивания и родов – ранними, затянувшимися или стремительными родами, удушением, родовыми травмами.
 
И, вероятно, именно растущая популярность методик стимуляции родов и популяризация кесарева сечения (даже если медицинские показания отсутствуют) приводят к увеличению процента нарушений.
 
Возможны и другие причины. Это бытовые или спортивные травмы, иногда даже легкий подзатыльник может нарушить работу мозга. Результат один – разные участки головного мозга начинают некорректно работать. ЗПР означает, что пострадали зоны, отвечающие за речь или интеллект.
 
Структурно-механические повреждения черепной коробки и позвоночного столба невозможно устранить при помощи медикаментов, психотерапии или работы с логопедом. Их можно скорректировать только физически, руками. Именно этим и занимается остеопатия – человеческая механика.
 
Остеопатическая помощь позволит не только устранить причины отсталости развития, но и предотвратить развитие других заболеваний в будущем. Несколько сеансов в клинике «Качество жизни» — лучший подарок детям на всю жизнь.

Задержка психического развития: особенности и симптомы

Отставание в психическом развитии характеризуется тем, что ребенок запаздывает в интеллектуальной, психической, психоэмоциональной сферах. ЗПР проявляется нарушениями познавательных процессов – мышления, внимания, памяти. Это вызывает проблемы с учебой, что начинает быть особенно заметно еще в детском саду или в начальной школе, когда ребенок выходит на новый уровень развития. Определенные задержки родители или педагоги могут заметить намного раньше, но диагностировать ЗПР можно только тогда, когда малыш начинает умственную деятельность – обычно это возраст 4-6 лет. Обнаружить проблему и начинать лечение следует до 7-9 лет.

Иногда ЗПР наблюдается еще в младенчестве. Такие дети позже других начинают интересоваться игрушками, воспринимать и воспроизводить речь. Физическое развитие не отстает.

Задержка психического развития у детей

Нередко детей с данным нарушением в школе или саду называют несерьезными. Малыш очень забывчив, рассеян, не может сконцентрироваться на чем-то и мешает другим. Во время урока он может разговаривать сам с собой, играть, гулять по классу. Часто такие дети медлительны и растеряны, им тяжело концентрироваться и сосредотачиваться на чем-то одном. При ЗПР нарушается работоспособность, словесное и логическое мышление, задержка формирования причинно-наследственных связей.

Простые показатели нормального психического развития, которые видны непрофессиональным взглядом:
• Моторное развитие идет по графику. Ребенок последовательно проходит все стадии вертикализации.
• Развитие мелкой моторики происходит согласно возрастному плану:
• С 2,5-3 месяцев малыш хорошо фокусирует взгляд и становится все более любопытным к окружающему миру.
• С 3,5-4 месяцев в ответ на общение выдает комплекс оживления. Активно машет ручками и ножками, меняется мимика лица, малыш «гулит».
• К 5 месяцам малыш начинает смеяться в голос.
• С 6 месяцев выстраивает лепетные цепочки, подолгу разговаривая на «своем языке». К 10-11 месяцам появляются четкие звуки с согласными. К 1,2-1,3 годам – первые слова: «мама», «папа», «дай».
• С 8-10 месяцев ребенок начинает реагировать на свое имя. Поворачивать голову на обращение к нему, улыбаться близким.
• С 8-9 месяцев начинается «синдром незнакомца». Четко разделяет «своих» и «чужих».
• К 12 месяцем малыш показывает части своего тела и знакомые ему предметы по просьбе взрослых.
• Ребенок не может долго быть один. Он требует общения и игр с ним. Не может долго играть в одни игрушки. Постоянно требует «смены декораций.
Если происходит развитие по всем показателям раньше – прекрасно, если же один-два показателя задерживаются – соберите информацию у квалифицированных специалистов.

Родители детей и педагоги могут заподозрить ЗПР если ребенок в первом классе:
• не может понять правил детских игр;
• постоянно молчит;
• в бытовой сфере не самостоятелен;
• с трудом читает, считает, пишет;
• резко меняет планы, не может сконцентрировать внимание, часто забывает, что хотел сделать;
• умственная деятельность может доставлять ему эмоциональные и даже физические страдания;
• не усваивает правила поведения в той или иной ситуации;
• неуместно проявляет эмоции – истерит, смеется, плачет;
• испытывает проблемы в общении со сверстниками.

Задержка психического развития у детей

Очень важно не пропустить явные признаки и показать малыша специалисту. В лечении задержки ведущее место занимают невролог, нейропсихолог, дефектолог и логопед. Но помощь специалистов остеопатии очень важна.

ЗПРР и остеопатия

Нередко проблема отставания психического развития сопровождается проблемами с речью. Такое нарушение называется задержкой нормального психоречевого развития. ЗПРР – распространенное заболевание: согласно статистике ВОЗ за 2019 год, количество детей с данным нарушением в мире увеличилось на 270 %, и эта цифра продолжает расти по ряду причин.

С чем же связана ЗПРР? Для начала речеобразования ребенку нужен слух. Со всей его сложной системой: среднее и внутренне ухо, нервы, передающие сигналы в головной мозг и кору мозга. Пониманием смысла услышанного в коре заведует зона Вернике, которая расположена в височной части. Если она повреждена, человек слышит обращенную речь, как набор бессмысленных звуков. В меньшей степени развитие речеобразования происходит с участием зрительного анализатора. Но и он имеет огромное значение. С его помощью глухие люди «читают» по губам говорящего.

Непосредственно для осмысленной речи человеку нужен периферический речевой аппарат — дыхательная система:

• Говорим мы на выдохе. Струя воздуха попадает в гортань. Голосовые связки сдвигаются. Начинается фонация или голосообразование
• Звук попадает в ротоглотку, где усиливается и темброобразуется с помощью мягкого неба, пазух носа и других анатомических структур
• Начинается артикуляция (звукообразование). Здесь огромную роль играют язык, движение губ и нижней челюсти.

Все анатомические структуры «опутаны» сложной системой нервов, которые управляют их ощущениями и мышечными движениями, связывают периферический речевой аппарат с центральным – подкорковыми ядрами в среднем и продолговатом мозге. От этих ядер туда и обратно идет информация к коре головного мозга, зоне Брока (лобная часть).

Основная функция зоны Брока – осознанная речь. Нейронные коды слов преобразуются в последовательность артикуляций. Она так же обеспечивает правильный порядок слов и их допустимые сочетания — то есть грамматику высказываний.
Дугообразный пучок соединяет в коре мозга зону Вернике и зону Брока, образуя систему, отвечающую за речь. Услышал-понял смысл услышанного-дал адекватный ответ.

Учитывая такую анатомическую сложность речевого аппарата, диагностика задержки речи также очень сложна. При этом проблема может быть на разных уровнях – обследование и терапия требуют комплексного подхода и работы слаженной команды специалистов во главе с неврологом.

В лечении важную роль играют и специалисты остеопатии:
• Большинство нервов, которые обеспечивают работу периферического речевого аппарата, выходят из соединения затылочной кости и первого шейного позвонка. А нерв, отвечающий за движение языка, проходит непосредственно через затылочную область. Эти участки наиболее подвержены родовым травмам, с которыми успешно работают специалисты остеопатической медицины.
• Специалисты остеопатической медицины умеют балансировать кости черепной коробки, что улучшает кровоснабжение мозга и венозный отток.
• Врачи могут мягко снять мышечный спазм на всем протяжении органов, которые отвечают за речь.

Кроме того, они эффективно устраняют тревожность и эмоциональное переживание у плохо говорящих детей.

Остеопатическая коррекция ЗПР

Поиск и устранение первопричины ЗПР – основная цель остеопатической коррекции. Здоровый организм способен сам избавиться от нарушения или смягчить его проявления. Но для этого его нужно привести в состояние баланса, восстановив все структуры. Специалисты остеопатической медицины работают с детьми любого возраста, включая младенцев первых дней жизни:

• Послеродовой остеопатический сеанс позволит предотвратить у малыша ЗПР в будущем. Особое внимание должны уделять родители детей, находящихся в группе риска. Такие малыши по медицинскому заключению могут быть совершенно здоровы, но некоторые факторы могут свидетельствовать о необходимости показать ребенка специалисту. К этим факторам относятся проблемы во время беременности, общие заболевания матери, родовые травмы. Недоношенных и ослабленных детей также следует лечить у в клинике остеопатии, но только после того, как их состояние нормализуется. Если беременная мать переносила острые инфекционные заболевания и испытывала стрессы, высока вероятность того, что у ребенка будет задержка в интеллектуальной, эмоциональной или психической сферах. Проблемы с развитием часто вызваны гипоксией, которая усугубляется во время родовой деятельности. Кислородное голодание впоследствии вызывает болезнь.

• Для начала остеопатической коррекции важно показать малыша специалисту как можно раньше, не дожидаясь школьного и даже годовалого возраста. Врач за несколько сеансов способен устранить причины будущих проблем с развитием. Для профилактики у подрастающих малышей потребуется больше сеансов, чем у младенцев, а в школьном возрасте организм уже адаптируется к нарушению, поэтому нужна более длительная терапия.

• Если малыш родился в результате кесарева сечения или акушерских пособий, у него могут быть смещены кости черепной коробки и шейного отдела, что нарушает кровоснабжение головного мозга. Такие травмы невозможно выявить методами аппаратной диагностики, но они сильно ухудшают качество жизни и способны вызывать психическое отставание. Специалисты остеопатической медицины обследуют маленьких пациентов при помощи рук, устраняя зажимы и освобождая место для свободной циркуляции крови. В арсенале специалистов также есть методы, которые способствуют нормальному оттоку венозной крови от структур мозга, в результате чего снижается внутричерепное давление.

• Посетить специалиста должны и родители тех детей, которые даже при нормальном развитии перенесли травмы, падения, инфекционные заболевания. После того, как острая фаза закончится, ему потребуется грамотное восстановление.

Задержка психического развития у детей

Даже самые современные методы аппаратной диагностики не способны выявить скрытые патологии и нарушения, которые способствуют болезни. Это связано с тем, что организм детей включает защитные механизмы и задействует собственные внутренние ресурсы чтобы выжить. Данные механизмы проявляются спазмированием, мышечным напряжением, сдвигами частей тела. Цена выживания – отставание психоэмоционального и интеллектуального развития. И методы остеопатии способны вывести организм из защитно-компенсаторного состояния.

Остеопатическое лечение различных нарушений развития

К сожалению, родители часто впервые обращаются к специалисту остеопатической медицины уже после обнаружения проблемы ЗПР. Проблемы с произношением, повышенная утомляемость и вялость, возбудимость, бессонница, боли в спине и шее, частые головные боли – все это сопутствует запозданию. У малышей находят все больше диагнозов, симптомы которых начинают приобретать хронический характер.

Во время диагностики врачи клиники «Качество жизни» оценивают общее состояние маленьких пациентов:
• мышечный тонус;
• эластичность связок;
• симметрию скелетно-мышечных структур;
• плотность, температуру и цвет кожных покровов;
• особенности дыхания;
• подвижность суставов и другие факторы.

Кроме осмотра ребенка, врач расспрашивает родителей об особенностях протекания беременности и родов, о наследственных и генетических заболеваниях. Он уточняет время появления первых симптомов ЗПР, их характер и специфику проявления.

Лечение безболезненное. Чуткие руки врача устраняют причины ЗПР – возвращают кости, органы, мышцы и ткани на свои места, восстанавливают целостность всего организма. Задержка успешно лечится краниосакральными техниками, основанными на работе с системой «голова-позвоночник-копчик». Восстановление ритмичного течения церебральной жидкости в позвоночнике приводит к существенному улучшению самочувствия и провоцирует скачок развития. Висцеральные и структуральные техники направлены на работу с внутренними органами и костно-мышечными структурами, патологические изменения в которых наблюдаются у малышей с проблемами развития.

Заключение

Задержка может быть вызвана огромным количеством причин и факторов. Чаще всего к ней приводят органические повреждения, возникшие либо в перинатальном периоде, либо вследствие родовой травмы, неудачного падения, ушиба или другого повреждения.
В таких случаях остеопатическое лечение просто необходимо. Врач обследует организм для выявления всех нарушений и отклонений, потом приступает к непосредственной коррекции.
Задержка психического развития у детей
Мягкие и безболезненные манипуляции устраняют:
• зажимы и блоки в системе мышц и связок;
• повреждения костных структур;
• нарушение оттока жидкостей (крови, лимфы, ликвора).
 
Кроме того, врач работает со структурами головного мозга, черепной коробки, с твердой мозговой оболочкой. Мягкое воздействие нормализует работу систем, отвечающих за те или иные аспекты развития малыша.
 
Все эти методы позволяют достичь заметного в прогресса в терапии, а в составе комплексных программ они эффективны даже у детей с тяжелыми органическими нарушениями.
Поделиться этой статьей:

Другие статьи в блоге

Прокрутить вверх

Запишитесь на прием сейчас

Заполните поля формы и администратор свяжется с вами для уточнения удобной даты визита в нашу клинику.

Освободитесь от боли!

Запишитесь на прием прямо сейчас.

Заполните эту форму и администратор свяжется с вами. Подберет нужного специалиста и удобное время для вас.

Перейти к содержимому